Памятник генерал-губернатору Новороссийского края и Бессарабской области, генерал-фельдмаршалу Светлейшему князю Михаилу Семёновичу Воронцову
Что могут сделать благодарные потомки для тех, кому обязаны многим и должны многое: Зачастую только помнить имена своих благодетелей, отдавая тем самым дань их деяниям. Так получилось и с памятником генерал-губернатору Новороссийского края и Бессарабской области, генерал-фельдмаршалу Светлейшему князю Михаилу Семёновичу Воронцову.
Идея сооружения монумента принадлежит графу толстому, который предложил создать памятник Светлейшему сразу же после его кончины на собрании Императорского общества сельского хозяйства Южной России в качестве его вице-президента граф Толстой. Первым, кто сделал взнос в фонд сооружения монумента князю, был император Александр II, который не только сразу же одобрил предложение графа, но и внес серьезные на тот момент деньги -3 тысячи рублей. А затем деньги хлынули из разных уголков Российской Империи. Суммы были самые различные, а поступать в фонд они продолжали даже после завершения строительства памятника. Кстати, и по сей день в Одесской государственной научной библиотеке имени М. Горького можно ознакомиться с изданным .

Дальше началось обсуждение проекта памятника. По предложению членов общества сельского хозяйства он должен был состоять из пьедестала, бронзовой статуи и трех барельефов, изображающих битву по Краоном, взятие Варны, а третий - сельское хозяйство и торговлю, которые получили бурное развитие под покровительством князя Воронцова. Надпись на памятнике должна была гласить: .

Вскоре проект был утвержден. И вот тут начались первые трудности. Проблема встала при создании пьедестала. Решено было изготовить его из крымского гранита. Исполнить пьедестал взялся севастопольский купец первой гильдии Телятников, поставив, правда, одно условие - поручить ему это дело не как подрядчику, а как члену комитета по сооружению монумента, который, к слову, выделил недостаточную сумму на добычу и обработку камня. Тогда купец предлагает свои собственные деньги. 11 глыб для сооружения пьедестала были взяты на территории имения тайного советника Потемкина близ Аю-Дага, причем самая маленькая из них была весом в 200 пудов (более 3,2 тонны!!!). Но на этом проблемы не собирались заканчиваться, поскольку транспортировка камня оказалась делом еще более трудным, чем добыча. Три месяца каменные глыбы перетаскивали к морскому побережью для погрузки на судно и для того, чтобы проложить дорогу, взрывали скалы, забрасывали камнями и деревьями овраги. А затем препятствие на пути камня в Одессу создала постоянная зыбь у южных берегов Крыма, которая задерживала погрузку камней на баржу. Необходимо было дождаться штилевых дней. Позже выяснилось, что глыбы нельзя было грузить в трюм и в связи с этим судно на пути в Одессу подвергалось большой опасности из-за сильных ветров. И вот наконец буксируемая больших пароходом , нанятым у Российского общества пароходства и торговли, баржа благополучно прибыла в Одесский порт. Не менее титанических усилий стоила доставка каменных глыб на Соборную площадь, однако и это было сделано одесситами.

Проект памятника был заказан мюнхенскому скульптору Фридриху Бруггеру, творчество которого известно искусствоведам и простым европейцам и поныне. В частности, им были созданы скульптура и барельеф , а также статуя на Триумфальных воротах в Мюнхене и надгробный памятник историку Иоганну фон Миллеру в Касселе. Имя сыграло важную роль при выборе мастера и дорогостоящий заказ был отдан Бруггеру, что, по сути, является еще одном свидетельством огромного уважения и искренней любви одесситов к почившему генерал-губернатору. Мастер принимал участие в работах по установлению памятника Воронцову на Соборной площади и, конечно же, присутствовал на его открытии.
Все бронзовые части были заказаны в Германии, где работы велись под наблюдением русского посланника в Мюнхене тайного советника Северина. Статую Бруггер выполнял, ориентируясь на известный портрет Воронцова работы прусского художника Франца Крюгера, который написал портрет Воронцова в 1853 году. Это самое позднее по времени изображение светлейшего князя и современники отмечали поразительное сходство, которого добился скульптор. , написано одним из них.
9 ноября 1863 года при большом стечении народа памятник Михаилу Воронцову был открыт. Состоялся молебен. Произносились речи. Гремел салют. Памятник сразу , быстро стал достопримечательностью Одессы, помнившей деяния Воронцова.
Однако через семьдесят лет настали страшные для Одессы времена. Спасо-Преображенский собор, в котором нашли последний приют Светлейший князь и его супруга Елисавета Ксаверьевна, был приговорен к уничтожению. Красноармейцы разбили мраморную плиту, взломали крышку гроба, в котором находился прах Воронцова. Та же участь постигла усыпальницу Елизаветы Ксаверьевны.

По одной версии, старушки похоронили все, что осталось от Воронцовых. Уже после Великой Отечественной войны какие-то водитель подъемного крана и шофер грузовой машины по своей инициативе завезли туда плиту, сохранившуюся на территории Воронцовского дворца, в последствии Дворца молодежи имени пионера-героя Яши Гордиенко. По другой версии, перезахоронил Воронцовых шофер Никифор Яровой, за что и был расстрелян и сброшен в общую могилу на Втором христианском кладбище. По третьей версии, останки Воронцовых захоронены доцентом института им. Сталина Дмитриевым и он же поставил на могилах кресты и ограды.
А после разрушения Собора взялись за памятник, отбив благодарственную надпись и заменив ее ставшей вдруг культовой пушкинской эпиграммой:
Полумудрец, полуневежда,
полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец>.
Но этого было недостаточно. Памятник, как и монумент Екатерине __, решили снести, однако цепь, пропущенная вокруг памятника и закрепленная на мощном тракторе просто лопнула. Так и не удалось советской власти снести монумент.
Устоял...
Некоторое время у Воронцова был сосед - памятник . Однако памятник генералиссимусу Сталину на Соборной площади в 1961-м году снесли, а спустя 40 лет там вновь поднялись стены собора, в нижнем храме которого вновь упокоилась чета, столь многое сделавшая для Одессы.
Уже только в конце восьмидесятых годов ХХ столетия Воронцов стал таким, каким был на самом деле: крупной исторической личностью, вклад которого в развитие государства в целом и Одессы, в частности, неоценим. Появились первые книги о нем.
Изменила облик Соборная площадь. Возродился Спасо-Преображенский собор, прихожанином которого были Михаил Воронцов и его благочестивая супруга. Прах Светлейшего князя и прах Елизаветы Ксаверьевны вернулись под своды храма, и современная Одесса тем самым отдала должное тому, кому стольким обязана, а фигура Михаила Воронцова возвышается над площадью, храня тот город, в который он с супругой вложили столько сил и трудов.